Перепечатка из Rusbase. Оригинал на английском
QWERTY – странно звучащее слово, используемое для обозначения самого популярного типа раскладки – это достаточно важное явление. В ходе различных исследований было доказано, что люди склонны выбирать те или иные слова в зависимости от количества букв в них, на [qodef_highlight background_color=”#00affa” color=”#fff”]правой половине клавиатуры[/qodef_highlight].
Самое недавнее и наиболее скрупулезное исследование провели Давид Гарсия из Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе и Мартин Стромайер из Института социальных наук имени Лейбница в Мангейме, Германия. Ученые проанализировали миллионы названий продуктов и заголовков на 11 веб-сайтах, среди которых были Amazon, Yelp, Rotten Tomatoes, YouTube и даже Pornhub.
«Четкие доказательства» существования QWERTY-эффекта ученые представили в апреле на 25-й конференции World Wide Web. Гарсия и Стромайер показали, что названия продуктов, состоящие, в основном, из букв правой половины клавиатуры, получали более высокие оценки на 9 из 11 сайтов.
Обратное утверждение было верно только для одного из них, порносайта Redtube. «Это доказывает, что такой перевес в сторону символов, попадающих под правую руку, необязательно действует в любом контексте», — комментируют авторы.
Также в ходе анализа текстов отзывов выяснилось, что в положительных отзывах преобладали слова с большей долей символов из правой половины QWERTY-раскладки.
Почему люди предпочитают слова, состоящие из символов с правой половины клавиатуры?
Это может быть следствием принятой во многих культурах ассоциации правого с чем-то хорошим, а левого – с плохим. Мы можем отдавать предпочтение этим буквам и потому, что нам удобнее их вводить: во-первых, большинство людей – правши, а во-вторых, на правой стороне меньше букв, чем на левой.
Наоми Бэрон, профессор Американского университета, изучающая вопросы языка и технологий, в беседе с журналом New Scientist рассказала, что причиной такого предпочтения может быть и то, что на правой стороне клавиатуры больше гласных букв, которые вызывают более позитивные ассоциации. «Мы не вкладываем эмоции в согласные звуки, только в гласные», — говорит Бэрон.
QWERTY-эффект не определяет наших предпочтений при покупке товаров, так как в списке самых продаваемых товаров на Amazon Гарсия и Стромайер не увидели никакой закономерности. Однако этот эффект может влиять на то, как родители называют своих детей. Исследование, проведенное в 2014 году, выявило, что имена с преобладающим количеством букв с правой половины клавиатуры стали популярнее с 1960-х годов, когда QWERTY-раскладка получила свое распространение.
Кроме того, в 2012 году ученые доказали особенно сильное влияние QWERTY-эффекта на строение слов, появившихся уже в компьютерную эпоху. Это вполне объясняет то, почему мы так много используем выражение LOL.