Проще всего начать с примера. Если в России для гостиниц зарегистрирован товарный знак «Дельфин», это значит, что «занято» не только само это слово, но и «территория» вокруг него:
1. 12 дельфинов
2. 33 дельфина
3. Белый дельфин
4. Бельфин
5. Быстрый дельфин
6. Весёлый дельфин
7. Гельфин
8. Дальфен
9. Дальфин
10. Дальчин
11. Два дельфина
12. Дел-Инн
13. Деллин
14. Делофин
15. Делтин
16. Делфинг
17. Дель Финн
18. Дельвин
19. Дельгрин
20. Дельджин
21. Делькин
22. Дельмин
23. Дельрин
24. Дельсин
25. Дельтин
26. Дельфиа
27. Дельфинг
28. Дельфинёнок
29. Дельфинор
30. Дельфинос
31. Дельфинт
32. Дельфинус
33. Дельфинчик
34. Дельфио
35. Дельфия
36. Дельфон
37. Дельфы
38. Дельчин
39. Демфин
40. Добрый дельфин
41. Дэйфин
42. Красавец-дельфин
43. Мелфин
44. Сельфин
45. Счастливый дельфин
46. Телфин
47. Тельфин
48. Три дельфина
49. Фин Дель
50. Шельфин
…
Вот список, который я придумал на скорую руку. Возможные названия гостиниц, которые почти наверняка получат отказ из-за «Дельфина».
Как мы видим, один действующий товарный знак мешает десяткам потенциальных названий.
Один действующий товарный знак мешает десяткам потенциальных названий
В моём списке 50 вариантов, но ясно, что их могло быть и 100, и даже 200… А может быть — с учетом разных эпитетов, приставок и суффиксов, — даже 300?
Не станем жадничать: для наших примерных расчетов возьмём скромные 50. Пусть каждый товарный знак «вышибает» полсотни потенциальных названий.
Уточнение на 16.01.2024: Роспатент сообщил, что действующих российских товарных знаков более 867 000 штук
В реестре Роспатента на данный момент — август 2023-го года — насчитывается около 557 тысяч действующих товарных знаков, в которых есть какие-либо слова (словесные и комбинированные торговые марки), плюс 85 тысяч аналогичных заявок. Также надо не забыть международные товарные знаки, чьё действие распространяется на Россию. Среди них со словами около 112 тысяч обозначений.
557 + 85 + 112 = 754.
Умножаем 754 тысячи на наши скромные 50 и получаем… 37 млн вариантов с лишним.
37 миллионов — столько возможных вариантов названий не годятся для регистрации!
37 миллионов вариантов не годятся для регистрации
Это огромное число. Для сравнения, в четырёх томах словаря Владимира Даля «всего лишь» 200 тысяч терминов.
Понятно, что наш расчет очень условен: среди товарных знаков встречаются дубли; в одних товарных классах зарегистрировано больше знаков, а в других меньше… И тем не менее: число вариантов, которые нельзя зарегистрировать из-за действующих товарных знаков и заявок, очень и очень велико.
Зарегистрировать товарный знак — всё равно что посадить новое дерево в джунглях. Если вам это удалось, вы счастливчик и герой.
Зарегистрировать товарный знак — всё равно что посадить новое дерево в джунглях
Какой вывод хочется сделать: если ваш патентный поверенный говорит, что у какого-то варианта шансы на регистрацию высокие или выше среднего, не воспринимайте эти слова как обыденность. Это, черт побери, крутая новость!
—
Кстати говоря: поскольку область занятого применительно к товарных знакам размыта и похожа на облако, специалисты практически никогда не скажут, что какое-то название «свободно», а предпочтут оценить вероятность успешной регистрации: высокая, средняя или низкая. В отличие от доменов, где всё слишком просто: либо занят, либо нет.
Спасибо сервису Поискзнаков за предоставленную статистику.